ГКУ СО «Центр развития Саратовской агломерации и индустриальных парков»
410042, Саратовская область, г. Саратов, ул. Московская, д. 72 (ул. Радищева, д. 89)
Приемная
+7 (8452) 99-88-68

Агломерации

Дорожно-транспортные пути
  • Описание

Скоростной трамвай

 4 декабря В Саратове продолжается реконструкция трамвайной сети. Сегодня на улице Слонова, где пролегает маршрут № 9, начались работы по электроконтактной сварке рельсов. Суть этой работы – сделать рельсы фактически бесшовными. В дальнейшем это поможет трамваям ездить по путям значительно быстрее. 

На один стык уходит максимум час работы. Сюда входят зачистка рельсов, установка сварочной головки, сама сварка и последующая шлифовка. В работе подрядчик использует рельсы длиной по 12,5 метров – это максимальная длина, которую физически можно было перемещать по городу до места укладки. Применяемый вид сварки – самый надежный, его используют при строительстве железных дорог, где нагрузки намного больше той, что будет на трамвайном маршруте.

 30 ноября В Саратове движение по линии скоростного трамвая планируется запустить в 2024 году. Постановлением главы Саратова продлено концессионное соглашение по всем маршрутам.  В документе указаны сроки «создания» маршрутов № 9 и № 8 — за 16 месяцев — не позднее 4 декабря 2024 года; по маршрутам № 3 и № 6 — 27 месяцев, но не позднее 17 октября 2025 года.
 13 ноября Продолжаются работы на трамвайных маршрутах №№6, 8 и 9. На улице Слонова от Железнодорожной до Университетской сделано основание из щебня. На мосту через железную дорогу по улице Степана Разина идет бетонирование трамвайной части, после чего будут уложены рельсы.

На Политехнической улице также укладывают щебень, монтируют фундамент под опоры контактной сети. Также реконструируются две тяговые подстанции.

На маршруте №6 идет реконструкция тяговой подстанции и переустройство теплосетей, на маршруте №8 – перекладка коммуникаций. Параллельно началось бурение скважин под установку закладных для опор контактной сети.

 8 ноября МУПП «Саратовгорэлектротранс» объявил тендер на покупку 6 трамваев - 5 двухсекционных и 1 односекционный вагон. Все трамваи должны быть новыми, выпуска не ранее 2023 года, с тонированными стеклами в салоне, форточками, заднее и лобовое стекла - трехслойные. Пассажировместимость каждой секции — 150 человек. Вагоны должны иметь систему отопления и кондиционирования с климат-контролем, на холодный сезон - режим тепловой завесы дверей. На каждой двери салона должен быть предусмотрен датчик подсчета пассажиров. Срок поставки трамваев - до 1 мая 2024 года.
 3 ноября Губернатор области Р.В. Бусаргин провел совещание по реализации проекта реконструкции трамвайной сети в Саратове.

В настоящее время работы ведутся на маршрутах № 8 и № 9. 

На маршруте № 9 планируется реконструировать 15,5 км пути и заменить 4 тяговых подстанции. На сегодняшний день на объекте работают 158 человек и 35 единиц техники. Демонтировано 95% контактной сети, на 82% перестроены коммуникации, на 33,7% установлены основания полотна. 

У подрядчика ООО «ФрактДжет-Строй» возникли проблемы с проектно-сметной документацией, которая требует внесения правок. Ее разработкой занимался проектный институт из Санкт-Петербурга. Заказчик (администрация города) намерена обратиться в суд из-за некачественно выполненной работы проектантов. «ФракДжет-Строй» к 10 ноября планирует предоставить полную рабочую документацию, которую готовят привлеченные им эксперты. 

Самый высокий процент готовности сейчас наблюдается на улице Политехническая. Там в течение недели планируется завершить «пирог» под устройство рельсов. 

На маршруте № 8 планируется реконструировать 15,4 км пути и заменить 2 тяговые подстанции. На сегодняшний день демонтировано 87% рельсового пути и 85% контактной сети, ведется замена коммунальных сетей. Компания «СП ТрансТоннельСтрой» планирует в этом году сделать большую часть работ.

 1 ноября Сегодня в Саратове начали работу автобусные маршруты № 3А, №19А и №46Б, дублирующие маршруты трамваев № 6, № 8 и № 9. На маршруте № 19А предусмотрена работа 7 автобусов большого и 2 автобусов среднего класса, на маршрутах № 3А и 46Б – по 5 и 4 «маршрутки» соответственно.  На всех маршрутах стоимость проезда установлена в размере 10 рублей. Данные маршруты являются субсидируемыми, перевозчики получают компенсацию за недополученные доходы. Новые три маршрута будут работать до завершения работ по реконструкции трамвайно сети.
 10 октября Для исключения в дальнейшем аварий на коммуникациях, проходящих под реконструируемыми трамвайными линиями маршрутов № 9 и №8, в выходные 7и 8 октября была переложена  теплотрасса у Детского парка на пересечении улиц Слонова и Астраханской. В ближайшее время будут модернизированы коммунальные сети на улицах Политехнической, Огородной.
 

27 сентября

 Из федерального бюджета выделены 700 млн рублей на обновление трамвайного парка. Средства поступят до конца текущего года.

 

8 сентября

 
 Строительством линии скоростного трамвая по самому сложному и протяженному маршруту № 3 займется московское ООО СП «Транстоннельстрой». В настоящее время данная компания уже реконструирует маршруты № 6 и № 8. 

 Контракт по маршруту № 3 оценивается в 6,53 миллиарда рублей. Предполагается, что он будет исполнен до 30 ноября 2024 года. Общая протяженность трассы от Мирного переулка до 6-й Дачной составляет порядка 14 километров. Проектом   предусматриваются устройство пешеходных переходов, дорожного сервиса, ограждений линии, препятствующих случайному доступу людей и животных на проезжую часть. В состав скоростной линии входят два путепровода: трамвайный на 3-й Дачной и   совмещенный с автомобильной дорогой на Стрелке. Кроме того, трамвайная линия проходит над пятью пешеходными переходами тоннельного типа, три из которых эксплуатируются в настоящее время.

 Проектом также предусмотрено переустройство трамвайных путей вдоль улицы Советская, Мирного переулка, улицы Вавилова. Таким образом, несмотря на то, что разворотные кольца будут у Детского парка, пути в Мирный переулок всё равно сохранят и   заменят. 

 Напомним, по маршруту № 6 предстоит построить порядка 5 километров новых путей до 31 августа 2024 года. Реконструкция маршрута оценивается в 1,28 млрд рублей. По маршруту № 8 нужно выполнить работы на сумму  2,2 млрд рублей и закончить их до   30 октября 2024 года.



   

4 сентября

    Монтаж новой линии скоростного трамвая частично начали на перегоне "Газавтоматика" - "3-й Товарный проезд" маршрута N9. В сторону Огородной идет укладка "подушки", на которую в дальнейшем ляжет рельсо-шпальная решетка.
    

16 августа

   
 В рамках реализации проекта «Скоростной трамвай» по маршруту №8 работы ведутся по улице Огородной от Новоастраханского шоссе до улицы Лучевой. На сегодняшний день демонтировано 2,7 километра рельсового полотна. Вывезено 562 метра   рельсового полотна.
 На маршруте №9 работы ведутся по улице Огородной и Политехнической. Вывезено 5 128 кубометров грунта, демонтировано 4,7 километра рельсошпальной решетки и вывезено более 4 тыс. шпал.
 На маршруте №6 работы ведутся по улице Гвардейской. Начался демонтаж рельсового полотна на конечной остановке трамвая "6-я Дачная".
 Работы по демонтажу идут в рамках первого этапа строительства линии скоростного трамвая. По окончании работ в городе появится сверхдлинный маршрут скоростного трамвая, объединяющий трамваи №№6, 3, 9 и 8.
 

11
июля

   

 Объявлены торги на строительство скоростной трамвайной линии от Мирного переулка до 6-ой Дачной. Максимальная цена контракта - 6,5 млрд рублей. 
 Общая протяженность трассы составляет порядка 14 километров. Проектом предусматриваются устройство пешеходных переходов, дорожного сервиса, ограждений линии, препятствующих случайному доступу людей и животных на проезжую часть. В состав   скоростной линии входят два путепровода: трамвайный на 3-й Дачной и совмещенный с автомобильной дорогой на Стрелке. Конец трассы — «Детский парк». Разбивка пикетажа по кольцу произведена отдельно. Проектом также предусмотрено   переустройство  трамвайных путей вдоль улицы Советская, Мирного переулка, улицы Вавилова. Минимальный интервал движения поездов в час пик составляет 2,63 минуты, что соответствует 18 трамваям на маршруте.
 В описании указано, что проект должен быть реализован до 30 ноября 2024 года.

 

4
июля

      

 С 7 июля на время реконструкции путей закрывается движение трамвайного маршрута № 6 (от 6-й Дачной до школы № 52), а с 15 июля - трамвайного маршрута № 8 (от пл. Орджоникидзе до Комсомольского поселка)

29
июня

 
 

 В Саратове 30 июня должно состояться подведение результатов госзакупки по реконструкции линии трамвая N8.. На конкурс было подано только одно предложение от СП "Транстоннельстрой".             Контракт предусматривает реконструкцию трамвайной   сети  от стадиона "Волга" до улицы Усиевича и от зуборезного завода до пос. Комсомольский. Начальная стоимость работ составляет 2,2 млрд руб.     Срок выполнения работ по договору - 15 сентября 2024 года.

15
 июня

 

Компанией "Фракджет-Строй" завершен демонтаж рельсов. шпал и контактной сети на всем протяжении трамвайного маршрута №9. 
  Данные мероприятия проводятся в рамках реализации проекта скоростной трамвайной линии. Маршрут №9 стал первым, где началась замена путей.

14 апреля

 

 В Саратове в аукционе на право реконструировать транспортной развязки на Стрелке заявилась только одна компания. Единственным участником аукциона стала "Поволжская мостостроительная     компания", заявку компании признали соответствующей   требованиям, следовательно, с ней смогут уже в ближайшее время заключить контракт. Начальная стоимость работ составляет 1,57 млрд руб.

13 апреля

 

 Контракт на строительство скоростной трамвайной линии по маршруту N6 в Саратове получит московская компания "Транстоннельстрой". Начальная цена контракта - 1,34 млрд руб.


Автобусное сообщение

 12 декабря В целях обеспечения транспортной связанности населенных пунктов ядра агломерации минтранс области выступил заказчиком осуществления пассажирских перевозок в январе-феврале 2024 года на 15 пригородных маршрутах Саратова. 
Речь идет о следующих маршрутах:
– 226К Саратов (стадион «Волга») – поселок Красный Текстильщик;
– 231 Саратов – Корсаковка;
– 233 Саратов – Хлебновка;
– 234 Саратов (Автовокзал) – село Сокур;
– 235 Саратов (Сенной рынок) – Федоровка;
– 244 Саратов (Сенной рынок) – село Идолга – поселок Татищево;
– 283 Саратов (стадион «Волга») – село Синенькие;
– 285 Саратов (стадион «Волга») – поселок 15 Лет Октября;
– 291А Саратов (стадион «Волга») – деревня Сбродовка (через Константиновку);
– 349 Саратов – село Ягодная Поляна;
– 350 Саратов (стадион «Волга») – село Михайловка;
– 419А Саратов (стадион «Волга») – деревня Юрловка;
– 464 Саратов (Сенной рынок) – село Чардым;
– 491 Саратов (железнодорожный вокзал) – поселок Светлый;
– 491А Саратов (железнодорожный вокзал) – поселок Светлый (через Сторожевку).
На маршрутах действует регулируемый тариф (его устанавливают власти, они же компенсируют часть затрат на перевозки). На маршрутах №№ 226К, 491 и 491А должны работать четыре больших автобуса (каждый вмещает больше 80 человек). На остальных – по одному средней (до 40 пассажиров) или малой вместимости (до 18 пассажиров). Автобусы должны быть оснащены спутниковой навигацией, электронным табло для оповещения пассажиров об остановках и аппаратами для оплаты проезда по картам.
 27 ноября Объявлен конкурс на закупку 74 автобусов вместимостью от 20 до 30 мест. Общая начальная цена составляет почти 985 млн рублей. Подвижной состав планируется приобрести преимущественно функционирующий на дизельном топливе. Новые автобусы должны быть  оснащены кондиционерами и прибыть в Саратовскую область до 30 января следующего года.
 13 октября До конца текущего года в Энгельсское троллейбусное депо в дополнение к пяти электробусам будет поставлен еще один, а также четыре новых зарядных станции для этого вида транспорта. Предполагается, что первые для региона шесть электробусов будут работать на межмуниципальном маршруте № 109.
 11 октября В Саратове утвердили 4 новых муниципальных автобусных маршрута:
— № 17 «Стадион „Волга“ — микрорайон Воробьевка»;
— № 47 «Поселок Поливановка — микрорайон Солнечный-2»;
— № 48 «Стадион „Волга“ — микрорайон Лопатина гора»;
— № 62 «Площадь Ленина — микрорайон Иволгино».
Кроме того утверждено изменение  маршрута № 89. Теперь он будет ходить от Мирного переулка до гипермаркета «Лента» в Солнечном». Ранее конечная остановка этого маршрута была на улице Вавилова.
 10 октября На рассмотрение Саратовской городской думы внесены документы об установлении регулируемого тарифа на трех автобусных маршрутах, замещающих трамвайные маршруты № 6, № 8 и № 9 соответственно:
- № 46Б «Поливановка - пл. Ленина»,
- № 3А «Комсомольский рынок - Владимирский рынок»,
- № 19А «Владимирский рынок - Мирный переулок».
Эти автобусные маршруты будут действовать с 1 ноября. Стоимость проезда на трамвайных автобусах" составит 10 рублей за одну поездку при наличном и безналичном расчете.
 26 сентября До конца года МУП «Энгельсэлектротранс» получит пять электробусов, произведенных в 2023 году. Они будут курсировать по маршруту Саратов-Энгельс.
Электробус — это автобус, приводимый в движение электрической энергией от батареи. Планируется закупить пять машин большого класса вместимостью не менее 75 человек с числом посадочных мест 25-30. Запас хода с пассажирами и включенным климат-контролем будет не менее 200 км. 
Возможно это будут электробусы, представленные в декабре 2022 года на международной выставке автобусной техники BW Expo-2022 в Москве, собранные на заводе в Энгельсе.

 8 сентября

 
 Для обеспечения транспортной связанности как внутри ядра агломерации, так и с муниципальными образованиями, входящими в ее состав, до конца 2023 года будет закуплено 75 новых автобусов. Они поступят на предприятие, 100% акций которого   принадлежат правительству Саратовской области. Автобусы будут работать в Саратове и на пригородных маршрутах. После этого появится возможность помочь Саратову освободившимися автобусами на самых проблемных участках.
 По 109-му маршруту Саратов – Энгельс планируется пустить шесть электробусов. Они смогут работать даже в случае обесточки, ДТП или обледенения проводов.

6
июля

   
 Автобусные маршруты, связывающие Саратов и ЗАТО Светлый Татищевского района, перевели на регулируемый тариф. Речь идет о маршрутах № 491 «Саратов (ж/д вокзал) — Светлый» и № 491А «Саратов (Ж/д вокзал) — Светлый (ч/з Сторожевку)». Также   для них установлены нормативы количества транспортных средств. По первому маршруту должны курсировать 4 больших автобуса и одна маршрутка, а по второму — три больших автобуса и одна маршрутка.
 Напомним, что ранее были созданы два новых маршрута — № 191 и № 191А, которые следуют до ЗАТО «Светлый»  не от вокзала, а от Сенного рынка.


4
июля

 
 

 Администрацией Гагаринского административного района МО «Город Саратов» принято решение установить 17   новых остановочных павильонов: в п. Тепличный, с. Березина Речка, п. Расково, с. Михайловка, с. Клещевка, х.   Бартоломеевский, х. Малая   Скатовка, с. Синенькие, п. Сергиевский, д. Долгий Буерак, п. Водник, с. Широкий   Буерак, с. Поповка, п. Красный Текстильщик, с. Расловка-1, п. Дубки, д. Трещиха.

Дороги

 26 декабря В 2024 году в Саратове планируется выполнить ремонт 11 участков улиц:

1. ул. Чкалова (от ул. Овражной до ул. Черниговской);

2. Подъездная дорога к ДОЛ «Лесная Республика» (от ул. Лунной до детского лагеря);

3. ул. Кооперативная;

4. ул. Украинская;

5. ул. Генерала Захарова от ул. Волгоградской до ул. Украинской;

6. ул. Крайняя от ул. Зарубина до ул. Дачной;

7. Автомобильная дорога между поселками Солнечный и Юбилейный;

8. ул. Кокуринская;

9. Кокуринский проезд;

10. ул. Огородная от 6-го Динамовского проезда до ул. Ясельной;

11. ул. Вокзальная. 

Общий площадь нового асфальтового покрытия составит 107 618 кв. м. Работы запланировано выполнить в период с 1 апреля по 31 июля.

 12 декабря На территории ядра Саратовской агломерации, а именно:

- в Саратове в текущем году завершен ремонт 14 участков улично-дорожной сети города общей протяженностью 10,8 километра. Работы выполнены на участках следующих улиц: им. Мичурина И.В.; Университетская; Авиастроителей; им. Академика Антонова; дорога от ул. им. Жуковского Н.Е. до ул. Плодородной; Плодородная  от Танкистов в сторону Черниговской; Аткарская; Кутякова; Дегтярная; Советская; Астраханская; Топольчанская; Бахметьевская; и дорога на Усть-Курдюм от дороги на 2-ю Гуселку до ул.  Менякина. 

Также было завершено строительство путепровода на ул. Песчано-Уметской в Жасминке.

- в  Энгельсе в этом году выполнен ремонт 16 участков протяженностью 12,3 километра на следующих улицах: Маяковского; Пристанская; Пушкина; Трудовая; Колотилова на участке от Василевского до Марины Расковой; Космонавтов; Калинина; Российская; Маршала Василевского; Степная; Лесозаводская; Тельмана; Ленина на участке от Степной до Лесозаводской; Транспортная; Хвалынская; Ленина на участках от ул. Тихой до ул. Степной, от ул. Коммунистической до ул. Халтурина.

 24 ноября В саратовском поселке Жасминный на новом путепроводе через железную дорогу открыли для движения все четыре полосы. 

В начале месяца для автомобилистов открыли две полосы. Планировалось, что оставшиеся две откроют в следующем году, однако график работ удалось изменить. 

Теперь появилась возможность в перспективе запустить троллейбусный маршрут в соседний поселок Соколовый.

 10 ноября Специалисты приступили к подготовительным работам по первому этапу реконструкции развязки в районе Стрелка - выкуп земли под строительство.

На первом этапе работ закрывается движение по совмещенному авто-трамвайному путепроводу. Реконструкция развязки и трамвайного маршрута №3 синхронизированы, начало строительства запланировано на апрель 2024 года. На этом этапе движение по улицам Большая Горная, 50 лет Октября, Тракторная ограничиваться не будет.

 9 ноября Дорогу, соединяющую поселки Жасминный, Дачный и Соколовый с Саратовской кольцевой автодорогой, планируется расширить до четырех полос. В будущем году путепровод в Жасминном начнет работать в полную мощность – в четыре полосы. В связи с этим возникает необходимость в расширении дорожного полотна протяжённостью 11,4 км также до четырех полос. Принятые меры позволят решить проблему с транспортной доступностью поселка Соколовый. В будущем туда можно будет запустить новый троллейбусный маршрут.
 8 ноября В Саратове объявлен аукцион на строительство дороги в Кировском и Гагаринском районах. На первом этапе планируется строительство на участке - улица Юбилейная (поселок Расково) – автоподъезд к Расково от дороги «Саратов - Дубки - Новая Липовка». В дальнейшем путь продлят до Солнечного-2. Срок окончания подачи заявок назначен на 15 ноября.
 1 ноября Завершилось возведение первой очереди путепровода в поселок Жасминный. Для автомобилистов сделали доступными две полосы четырехполосного моста. На остальной части объекта работы продолжаются. Путепровод включает в себя развязку от 1-го Керамзитового проезда до 1-го Строительного проезда. По данным администрации Саратова, длина путепровода составила 172,5 м, протяженность дорог - 2,2 км.
В Саратове определен подрядчик, который займется ремонтом путепровода «Алтынский» на Ново-Астраханском шоссе в Заводском районе. Ремонт планируется выполнить в период с 1 марта 2024 года до 31 октября 2025 года. 

Напомним, основная часть путепровода пересекает два магистральных электрифицированных железнодорожных пути, два трамвайных пути и автомобильную дорогу. Общая ширина путепровода — 19,5 метра, в том числе тротуары — 2,5 метра с обеих сторон. По путепроводу и под ним осуществляется движение городского транспорта, по путепроводу — автобусов, под путепроводом — автобусов и трамваев.

 13 октября В микрорайоне «Зеленая горка» Кировского района Саратова запланировано к лету 2024 года построить дорогу по улице Юрия Чернышова. Она берет начало от улицы Плодородной. Пока не ее месте пустырь и временные дороги. 

Кроме устройства дорожного основания и укладки асфальта предусмотрено создание системы ливневой канализации и системы освещения, установка бортового камня, асфальтирование тротуаров, нанесение дорожной разметки, озеленение и установка барьерных ограждений.

 10 октября В период с 1 марта 2024 года до 31 октября 2025 года будет проведен ремонт путепровода «Алтынский» на Ново-Астраханском шоссе. 

Путепровод был построен в 1968 году и состоит из основной части и эстакады. Основная часть путепровода пересекает два магистральных электрифицированных железнодорожных пути, два трамвайных пути и автомобильную дорогу. По путепроводу и под ним осуществляется движение городского транспорта, по путепроводу — автобусов, под путепроводом — автобусов и трамваев.

Проектом предусмотрено выполнение ремонта в два этапа. На первом этапе движение автотранспорта осуществляется в две полосы по одной половине проезжей части путепровода (левой), а в это время ведутся работы по ремонту второй половины. На втором этапе движение автотранспорта переводится на отремонтированную половину проезжей части, а ремонтные работы ведутся на второй половине проезжей части. Таким же образом в Саратове в 2022–2023 году был отремонтирован путепровод через Глебучев овраг.

 

27 сентября

 До конца текущего года будет завершена реконструкция транспортной развязки на Саратовской кольцевой автодороге, где пересекаются трассы Р 228 Сызрань-Саратов-Волгоград и автомобильная дорога А-298 Тамбов — Пенза — Саратов — Пристанное — Ершов — Озинки — граница с Республикой Казахстан. За счет регионального дорожного фонда выполняется ремонт съездов № 1 и № 2.

В этом году был завершен ремонт моста через Глебучев овраг на улице Чернышевского в Саратове.

 

10
июля

    За счет экономии на торгах, число объектов, которые отремонтируют в сельских поселениях на средства   областной субсидии, увеличилось на 13.

 На 7 июля проведены все конкурсные процедуры, общее количество объектов – 894. Полностью завершены   работы  на 545 дорогах – это около 61%. Среди лидеров - Энгельсский район.  

 В июле планируют начать работы в 59 муниципальных образованиях области. В том числе в 4 МО   Красноармейского и  5 МО Татищевского районов.

 В целом по области ремонт сельских дорог в границах сельских поселений будет завершен до 1 сентября 2023   года.



Автомобильные мосты

Одно из самых проблемных мест агломерации с точки зрения обеспечения транспортной связности – это автомобильные мостовые переходы через р. Волгу между Саратовом и Энгельсом. В настоящее время между центральными частями городов функционирует единственный автомобильный мост, построенный в 1965 г. и имеющий 3 полосы движения (по 1 в каждом направлении, а также 1 реверсивную).

Также на северном участке СКАД действует автомобильный мост с 4 полосами движения, открытый в 2000 г.

Тем самым связность крупнейших городов агломерации в настоящее время недостаточна. Центральный мост обладает низкой пропускной способностью, в результате чего на нем регулярно образуются дорожные заторы, несмотря на то, что по мосту запрещено передвижение грузовых автомобилей. Также по нему невозможно проложить линии рельсовых видов транспорта (например, скоростной трамвай), которые смогли бы решить проблему пробок.

Пропускной способности нового моста вполне достаточно для обеспечения движения без пробок. Однако в связи с удаленностью моста от центральных частей городов автомобили, двигающиеся по нему, вынуждены совершать значительные перепробеги. Это особенно чувствуется на маршрутах из Энгельса в Заводской район Саратова.

Таким образом, в планах - строительство двух новых мостовых переходов для автомобильного транспорта: в центральной и южной частях агломерации.

Центральный мост может быть построен в 2 вариантах:

1)   В створе существующего автомобильного моста.

Плюсом данной трассировки является наиболее удобное для пользователей соединение Саратова и Энгельса. Интенсивность движения в пиковый час (в одном направлении) на мосту в 2030 г. составит 2 546 легковых автомобилей (без учета общественного транспорта). Недостаток данной трассировки заключается в малой пропускной способности подъездных путей к мосту на территории Саратова, а также сложность подведения к мосту перспективных трамвайных путей. 

2)    От Рабочей улицы (Энгельс) до 3 Солдатского проезда (Саратов) через остров Казачий.

В этом случае мост будет менее привлекателен для пользователей, так как маршрут по нему станет несколько длиннее, и как следствие интенсивность движения окажется ниже примерно на 20 % относительно варианта 1 (2 047 легковых автомобилей). Однако вариант 2 легче реализуем технически. Кроме того, здесь имеется достаточная пропускная способность подъездных путей, как и возможность подсоединения к существующей трамвайной инфраструктуре.

Оба варианта предусматривают возможность пролегания по мосту 6 полос движения: 4 для движения автомобилей, а еще 2 должны быть зарезервированы под трамвайные пути.

Помимо строительства автомобильного мостового перехода в центральной чести городов (приоритетный мостовой переход), необходима реализация проекта по завершению строительства СКАД, который предполагает сооружение автомобильного моста в южной части агломерации (в районе с. Подгорное). Интенсивность движения на мосту в 2030 г. составит порядка 600 автомобилей в пиковый час в одном направлении.

Организация маршрута трам-трейна и городской электрички между Саратовом и Энгельсом

В настоящее время существует два варианта развития скоростного внеуличного рельсового транспорта между городами Саратов и Энгельс. Для организации пассажирских перевозок предполагается использование маловостребованной в настоящее время железнодорожной инфраструктуры на территории города Энгельс. Кроме того, в ближайшее время грузовое движение там будет вынесено с улицы Полтавской.

Первый вариант развития предполагает запуск маршрута городской электрички от станции Саратов-1 до станции Летный городок протяженностью 37 км (рис. 5).

Второй вариант предполагает организацию маршрутов скоростного трамвая по территории Энгельса с использованием бывших железнодорожных путей и их соединение со скоростным транспортом Саратова. В проекте это прописано, как Саратовский метрополитен, однако более разумным выглядит строительство между Саратовом и Энгельсом также линий скоростного трамвая. Это позволит осуществлять маршруты без пересадок, при этом затраты на капитальное строительство будут намного меньше. Провозной способности трамвая будет вполне достаточно. К 2030 г. пассажиропоток в пиковый час (в одну сторону) составит порядка 6 тыс. пассажиров (рис. 6).

Тем не менее существенным недостатком здесь является зависимость данного мероприятия от реализации проекта по строительству нового автомобильного моста между центральными частями Саратова и Энгельса. Решение о строительстве моста не принято. Кроме того, к настоящему времени не определена его трассировка: в створе существующего моста или через остров Казачий. Для завершения проекта потребуется строительство новых трамвайных линий на территории Саратова, что также повлечет значительные капитальные вложения. Тем самым реализация данного варианта сможет быть завершена не ранее 2028–2030 гг. При этом затраты на проект будут значительными.

Строительство дополнительных путепроводов на территории агломерации

В настоящее время весьма остро ощущается проблема одноуровневых автомобильных переездов через автодорожные пути. Для решения данной проблемы необходимо строительство до 11 путепроводов на месте переездов.

Минимальный сценарий предполагает строительство 4 путепроводов:

  • в Татищево;
  • в районе деревни Малая Липовка (по дороге в аэропорт);
  • на улице Сокурский тракт;
  • на улице Песчано-Умётская.

Целевой сценарий предполагает строительство 8 путепроводов. Помимо четырех, названных выше это:

  • на месте Астраханского переезда;
  • на Пензенской улице;
  • на Железнодорожной улице;
  • в районе платформы 13-й километр.

Целевой сценарий предполагает строительство 11 путепроводов. Помимо восьми названных выше это:

  • между улицами Большая Садовая и Большая Горная;
  • два путепровода в селе Александровка Саратовского района.

Участие в федеральном проекте по строительству скоростной автомобильной дороги «Юго-Западная хорда»

В настоящее время Государственная компания «Российские автомобильные дороги» ведет проработку проекта по строительству скоростной автомобильной дороги Набережные Челны – Самара – Тольятти – Саратов – Волгоград – Краснодар (Юго-Западная хорда). Данная трасса технической категории IБ пройдет по территории Саратовской агломерации. В этой связи необходимо проработать вопрос трассировки будущей трассировки с Государственной компанией, а также оказать ей содействие в реализации проекта (например, в осуществлении выкупа земельных участков).

Организация на территории агломерации ТПУ

Мероприятие предполагает строительство до 6 ТПУ на территории Саратовской агломерации. В минимальном сценарии будет построено 2 ТПУ в местах с наибольшем числом мультимодальных поездок:

  1. ТПУ «Вокзал» вблизи железнодорожного вокзала Саратов-1. Данный ТПУ объединит пассажиров городского пассажирского уличного транспорта (автобус, троллейбус), пригородных и междугородних автобусных маршрутов (автовокзал), пассажиров пригородного и междугороднего железнодорожного сообщения. ТПУ должен быть организован на территории площадью порядка 2 га путем реконструкции железнодорожного вокзала и автовокзала, подземного перехода между ними, а также организации удобных остановочных пунктов на Привокзальной площади;
  2. ТПУ «Площадь Ленина». Данный ТПУ объединит пассажиров городского пассажирского уличного транспорта (автобус, троллейбус), трамваев, пригородного автобусного и железнодорожного транспорта. ТПУ должен быть построен на месте Славянского рынка (площадь территории составляет 2 га).

В целевом сценарии предполагается строительство еще 1 ТПУ - ТПУ «Геологический колледж» призван объединить пассажиров городского и пригородного автобусного транспорта, а также линию трамвая № 11, которая должна быть реконструирована в скоростную и продлена в микрорайон Солнечный. Предполагаемая территория строительства – 2 га на пустыре вблизи существующего трамвайного кольца Геологический колледж.

В максимальном сценарии будет построено еще 3 ТПУ:

  1. ТПУ «Зуборезный» объединит пассажиров городского пассажирского уличного транспорта (автобус, троллейбус), трамваев, пригородного автобусного и железнодорожного транспорта. ТПУ будет построен на территории площадью 2,5 га вблизи станции Зуборезный между улицами Барнаульская, Пензенская и Ново-Астраханское шоссе;
  2. ТПУ «Рабочая улица» в городе Энгельс обеспечит удобную пересадку пригородных автобусов Энгельсского района на внутригородские и пригородные (следующие в Саратов) автобусные и троллейбусные маршруты. Территория площадью 1,3 га ограничена улицами Ростовская, Комсомольская и Тельмана;
  3. ТПУ «Речной вокзал» объединит пассажиров городского пассажирского уличного транспорта (автобус, троллейбус) и водного транспорта. ТПУ должен быть построен на территории площадью 0,6 га вместо пустыря/парковки между зданием речного вокзала и улицей Лермонтова, а также частично в здании речного вокзала.