Агломерации
- Описание
Автомобильные мосты
Одно из самых проблемных мест агломерации с точки зрения обеспечения транспортной связности – это автомобильные мостовые переходы через р. Волгу между Саратовом и Энгельсом. В настоящее время между центральными частями городов функционирует единственный автомобильный мост, построенный в 1965 г. и имеющий 3 полосы движения (по 1 в каждом направлении, а также 1 реверсивную).
Также на северном участке СКАД действует автомобильный мост с 4 полосами движения, открытый в 2000 г.
Тем самым связность крупнейших городов агломерации в настоящее время недостаточна. Центральный мост обладает низкой пропускной способностью, в результате чего на нем регулярно образуются дорожные заторы, несмотря на то, что по мосту запрещено передвижение грузовых автомобилей. Также по нему невозможно проложить линии рельсовых видов транспорта (например, скоростной трамвай), которые смогли бы решить проблему пробок.
Пропускной способности нового моста вполне достаточно для обеспечения движения без пробок. Однако в связи с удаленностью моста от центральных частей городов автомобили, двигающиеся по нему, вынуждены совершать значительные перепробеги. Это особенно чувствуется на маршрутах из Энгельса в Заводской район Саратова.
Таким образом, в планах - строительство двух новых мостовых переходов для автомобильного транспорта: в центральной и южной частях агломерации.
Центральный мост может быть построен в 2 вариантах:
1) В створе существующего автомобильного моста.
Плюсом данной трассировки является наиболее удобное для пользователей соединение Саратова и Энгельса. Интенсивность движения в пиковый час (в одном направлении) на мосту в 2030 г. составит 2 546 легковых автомобилей (без учета общественного транспорта). Недостаток данной трассировки заключается в малой пропускной способности подъездных путей к мосту на территории Саратова, а также сложность подведения к мосту перспективных трамвайных путей.
2) От Рабочей улицы (Энгельс) до 3 Солдатского проезда (Саратов) через остров Казачий.В этом случае мост будет менее привлекателен для пользователей, так как маршрут по нему станет несколько длиннее, и как следствие интенсивность движения окажется ниже примерно на 20 % относительно варианта 1 (2 047 легковых автомобилей). Однако вариант 2 легче реализуем технически. Кроме того, здесь имеется достаточная пропускная способность подъездных путей, как и возможность подсоединения к существующей трамвайной инфраструктуре.
Оба варианта предусматривают возможность пролегания по мосту 6 полос движения: 4 для движения автомобилей, а еще 2 должны быть зарезервированы под трамвайные пути.
Помимо строительства автомобильного мостового перехода в центральной чести городов (приоритетный мостовой переход), необходима реализация проекта по завершению строительства СКАД, который предполагает сооружение автомобильного моста в южной части агломерации (в районе с. Подгорное). Интенсивность движения на мосту в 2030 г. составит порядка 600 автомобилей в пиковый час в одном направлении.
Организация маршрута трам-трейна и городской электрички между Саратовом и Энгельсом
В настоящее время существует два варианта развития скоростного внеуличного рельсового транспорта между городами Саратов и Энгельс. Для организации пассажирских перевозок предполагается использование маловостребованной в настоящее время железнодорожной инфраструктуры на территории города Энгельс. Кроме того, в ближайшее время грузовое движение там будет вынесено с улицы Полтавской.Первый вариант развития предполагает запуск маршрута городской электрички от станции Саратов-1 до станции Летный городок протяженностью 37 км (рис. 5).
Второй вариант предполагает организацию маршрутов скоростного трамвая по территории Энгельса с использованием бывших железнодорожных путей и их соединение со скоростным транспортом Саратова. В проекте это прописано, как Саратовский метрополитен, однако более разумным выглядит строительство между Саратовом и Энгельсом также линий скоростного трамвая. Это позволит осуществлять маршруты без пересадок, при этом затраты на капитальное строительство будут намного меньше. Провозной способности трамвая будет вполне достаточно. К 2030 г. пассажиропоток в пиковый час (в одну сторону) составит порядка 6 тыс. пассажиров (рис. 6).
Тем не менее существенным недостатком здесь является зависимость данного мероприятия от реализации проекта по строительству нового автомобильного моста между центральными частями Саратова и Энгельса. Решение о строительстве моста не принято. Кроме того, к настоящему времени не определена его трассировка: в створе существующего моста или через остров Казачий. Для завершения проекта потребуется строительство новых трамвайных линий на территории Саратова, что также повлечет значительные капитальные вложения. Тем самым реализация данного варианта сможет быть завершена не ранее 2028–2030 гг. При этом затраты на проект будут значительными.
Строительство дополнительных путепроводов на территории агломерации
В настоящее время весьма остро ощущается проблема одноуровневых автомобильных переездов через автодорожные пути. Для решения данной проблемы необходимо строительство до 11 путепроводов на месте переездов.
Минимальный сценарий предполагает строительство 4 путепроводов:
- в Татищево;
- в районе деревни Малая Липовка (по дороге в аэропорт);
- на улице Сокурский тракт;
- на улице Песчано-Умётская.
Целевой сценарий предполагает строительство 8 путепроводов. Помимо четырех, названных выше это:
- на месте Астраханского переезда;
- на Пензенской улице;
- на Железнодорожной улице;
- в районе платформы 13-й километр.
Целевой сценарий предполагает строительство 11 путепроводов. Помимо восьми названных выше это:
- между улицами Большая Садовая и Большая Горная;
- два путепровода в селе Александровка Саратовского района.
Участие в федеральном проекте по строительству скоростной автомобильной дороги «Юго-Западная хорда»
В настоящее время Государственная компания «Российские автомобильные дороги» ведет проработку проекта по строительству скоростной автомобильной дороги Набережные Челны – Самара – Тольятти – Саратов – Волгоград – Краснодар (Юго-Западная хорда). Данная трасса технической категории IБ пройдет по территории Саратовской агломерации. В этой связи необходимо проработать вопрос трассировки будущей трассировки с Государственной компанией, а также оказать ей содействие в реализации проекта (например, в осуществлении выкупа земельных участков).
Организация на территории агломерации ТПУ
Мероприятие предполагает строительство до 6 ТПУ на территории Саратовской агломерации. В минимальном сценарии будет построено 2 ТПУ в местах с наибольшем числом мультимодальных поездок:
- ТПУ «Вокзал» вблизи железнодорожного вокзала Саратов-1. Данный ТПУ объединит пассажиров городского пассажирского уличного транспорта (автобус, троллейбус), пригородных и междугородних автобусных маршрутов (автовокзал), пассажиров пригородного и междугороднего железнодорожного сообщения. ТПУ должен быть организован на территории площадью порядка 2 га путем реконструкции железнодорожного вокзала и автовокзала, подземного перехода между ними, а также организации удобных остановочных пунктов на Привокзальной площади;
- ТПУ «Площадь Ленина». Данный ТПУ объединит пассажиров городского пассажирского уличного транспорта (автобус, троллейбус), трамваев, пригородного автобусного и железнодорожного транспорта. ТПУ должен быть построен на месте Славянского рынка (площадь территории составляет 2 га).
В целевом сценарии предполагается строительство еще 1 ТПУ - ТПУ «Геологический колледж» призван объединить пассажиров городского и пригородного автобусного транспорта, а также линию трамвая № 11, которая должна быть реконструирована в скоростную и продлена в микрорайон Солнечный. Предполагаемая территория строительства – 2 га на пустыре вблизи существующего трамвайного кольца Геологический колледж.
В максимальном сценарии будет построено еще 3 ТПУ:
- ТПУ «Зуборезный» объединит пассажиров городского пассажирского уличного транспорта (автобус, троллейбус), трамваев, пригородного автобусного и железнодорожного транспорта. ТПУ будет построен на территории площадью 2,5 га вблизи станции Зуборезный между улицами Барнаульская, Пензенская и Ново-Астраханское шоссе;
- ТПУ «Рабочая улица» в городе Энгельс обеспечит удобную пересадку пригородных автобусов Энгельсского района на внутригородские и пригородные (следующие в Саратов) автобусные и троллейбусные маршруты. Территория площадью 1,3 га ограничена улицами Ростовская, Комсомольская и Тельмана;
- ТПУ «Речной вокзал» объединит пассажиров городского пассажирского уличного транспорта (автобус, троллейбус) и водного транспорта. ТПУ должен быть построен на территории площадью 0,6 га вместо пустыря/парковки между зданием речного вокзала и улицей Лермонтова, а также частично в здании речного вокзала.